НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ
«Мастерская разума» досточтимой Робины Куртин
Запись и редактирование тезисов: Наталья Рубанова

О сознании, смерти и Пустотности

«Надо просто изменить свой ум. Всё. Сознание – это одно, мозг – нечто другое. Изучите буддийскую модель ума, это очень интересно! Медитация – это глагол. Это привыкание [надо привыкнуть], приучение [приучить себя]. Существует только то, что может быть познано. А то, что познано, – существует: аксиома. Реальность Пустоты можно доказать. Вот некоторые говорят, например, “я не философ, я – художник”. Нет! Это называется лень».

«Привязанность – наркоман внутри нас. У каждой привязанности свой объект – торт, вино, женское тело… И сколько у нас во Вселенной объектов, столько и видов привязанности. Мы преувеличиваем важность этого объекта для нас, и если не получаем желаемого, происходит процесс отвержения…».

«Все загрязнения ума преходящи. От них можно избавиться. Вполне реально избавиться от страха. От страданий и их причин. Это же логично! И это не система верований, а опыт Будды. Он был обычный парень и он смог это сделать… Надо деконструировать свои концептуальные – инстинктивные – мысли: это работа буддиста. Омрачения преходящи и могут быть устранены. Мы можем стать буддами».

«Надо знать всё о процессе умирания, а умереть мы можем в любой момент. Испуг, паника в момент смерти способствует перерождению в низших мирах. Если хотите помочь кому-то, то помогите умирающему: человеку, животному… Главное, чтобы они не страшились, ведь именно в момент смерти активизируются кармические семена. Если у нас много привязанностей, то они отрицательно влияют на нас: можно переродиться в мире страданий. Если же ум нейтрален, спокоен, то и перерождение будет хорошим».

«Умирающий очень чувствителен к звукам, поэтому должен находиться в тихом месте. Ему надо помочь сохранить благой настрой. В идеале это дом с образами Будды или Христа, святых объектов, с мантрами и молитвами [в зависимости от того, что человеку было близко при жизни]. Домашних животных не должно быть в комнате, как и людей, которые не нравятся умирающему».

«Страх умирающего – это привязанности: к своему телу, к своим вещам, к своим животным. Смерть из-за привязанностей очень страшна для большинства людей. Самое страшное – расстаться со своим телом: мы не хотим терять то, что у нас есть… Но человек отправляется в нижние миры, если умирает неправильно. А рыдающие близкие рядом с умирающим – это просто ад! Нельзя рыдать. Если умирает христианин, говорите с ним о Боге и рае: “Там тела сделаны из света, и тело намного легче, чем земное, тело из света удобное – какой смысл держаться за нынешнее тело и паниковать по этому поводу?..” Надо отвлекать умирающего от плохих мыслей. Жажда и цепляние – крайне интенсивные уровни привязанностей, и в процессе умирания они проявляются очень сильно».

«Энергия ветров течёт по 72 000 наших каналов. Смысл всех практик – собрать все эти ветра в сердечную чакру, в центр. Сохранить осознанность в момент смерти… Этому нужно научиться не только йогам. Смерть – это как проснуться в другом теле. Лама говорит: “Вот вы очухались, и видите: у вас когти!”»

«Мысли при смерти “забрасывают” карму на последующие перерождения. Смерть подобна прохождению через очень сильный шторм, где очень много страха…».

«Во время смерти человеку очень нужна поддержка. Мы должны быть камнем, скалой для этого человека, проявлять любовь и доброту. Неоценима роль такого помощника для умирающего, ибо от него зависит, какие состояния ума активизируются в уме уходящего. Самому нельзя бояться, надо практиковать! Надо быть как скала».

«То же самое касается животных. Разместите животное в безопасном месте, пусть слушает мантру, помогите ему расслабиться… Умирающее животное видит наше лицо, слышит наш голос… Надо помочь кошке или собаке активизировать в уме положительные семена».

«Необходимо постоянно размышлять о своей смерти, готовиться к ней заранее! А мы захвачены “мыльным пузырём” нашей жизни. Цепляемся за Я, нам неприятно думать о смерти… Интеллектуально мы понимаем, что мы можем умереть “прямо сейчас”, но не верим в это. И это шизофрения. Шизофрения ума. Умственная шизофрения. А меж тем размышления о собственной смерти и непостоянстве наоборот уведут нас от депрессии».

«Я использую буддийскую модель мира как рабочую гипотезу, пока не докажу, что она ошибочна. Я расскажу о группе заблуждающихся существ Земли, которые живут в Мире желаний или привязанностей. Их шесть: от мира блаженства до ужасных мест. И всё это просто разные состояния ума!»

«Мир богов: там живые существа постоянно переживают блаженство. Это мир, где привязанность получает то, что хочет. Всегда. Это наркотик. Счастье. Это не награда, мы сами заработали это. Это естественный результат нашей добродетели».

«Мир людей: для получения человеческого тела тоже нужно получить много добродетелей. Само рождение тут – ОКей, но наши страдания просто результат нашей недобродетели. Нас мучают тем же, чем мы мучили других в прошлых жизнях».

«Далее уровень блаженства уменьшается, а уровень страдания усиливается в мире животных, мире духов и мире адов. Итак, Мир животных: они полностью запрограммированы своими заблуждениями. У них нет, как у людей, доступа к их добродетельной, благой стороне, поэтому у них многое отрицательное усилено. О, если б мы знали, что на самом деле чувствует наша маленькая собачка, мы были бы в шоке! Лама Сопа Ринпоче в своём йогинском опыте почувствовал, как страдает в своей шкуре собака… Это очень тяжело. Цепляние за эго, равносильное цеплянию за страх, управляет миром животных. Там – узость ума, там ум фундаменталиста, застревающий ум. И потому страдания животных огромны. Страх – причина всех неврозов и самое глубокое, коренное заблуждение: цепляние за эго. Всё это там есть».

«Мир духов – невероятно сильные привязанности и зацепки. Наш глаз не может видеть духов: ум духов связан со стихией Ветра, поэтому мы их не замечаем. Голоса, ченнелинг – всё это одержимость духами…»

«Адские миры – это самый тяжёлый “округ”. Здесь, скорее, [пребывают] элементы стихии Огня…».

«Будда считал, что самое лучшее рождение – человеческое, так как у людей есть доступ к разуму и добродетели, хотя страдания многих просто невыносимы. Но: как можно не чувствовать сострадания к человеку, который даже не видит чужих страданий? Я уважаю любого человека, который просто ест, спит и ходит в туалет [просто потому, что ему даровано т.н. драгоценное человеческое рождение, – прим. Н.Р.]. Человеческое тело дано нам как чудо!»

«Следуем “Ламриму” Чже Цонкапы: а так как все наши мысли и действия программируют наш ум и будущие переживания, то надо практиковать хорошую этику. Итак… Не причинять своей речью и своим телом вреда другим. Не убивать, не врать, не красть. Воздерживаться от неблагого секса (это измена своему мужу или жене, если вы замужем или женаты, то есть связь с чужой женщиной или чужим мужчиной). Не использовать грубые слова и оскорбления. Не говорить дурно о людях за их спиной. Не пустословить! Ибо это создаёт в первую очередь неблагие последствия для нас самих. Если их не выкорчевать из себя, далее это всё созреет в семена четырёх типов страдания. Да, это похоже на грех в христианстве. Но грех – это значит идти вопреки божественной воле, а в буддизме речь просто о естественных законах природы. И это коренное отличие христианства от буддизма [я уже говорила о том]».

«Когда вы умерли, ум кончился. По Махаяне, наше сознание не имеет ни начала, ни конца, но мы – такие овощи, как вы и я, – не можем подключиться к потоку Абсолютного Будды, к его всеведущему сострадательному сознанию [а это и есть будда, такое сознание]. Поэтому мы подключаемся к Относительному Будде – учителю Будде Шакьямуни… А ваш учитель – это будда лично для вас. Очень важно, кого мы выбираем в учителя».

«Если вы решите принять обет мирянина, то знайте: обет есть тонкая физическая форма, которую может увидеть ясновидящий. Ламы обычно не говорят людям то, что видят с помощью своего ясновидения… У меня нет таких способностей. Но обеты – это просто атомная бомба для нашей негативной кармы! Пратимокша – обеты нашего личного освобождения: их принимают сразу после принятия Прибежица».

«Обеты мирянина таковы: не убивать людей, не воровать, не лгать, не спать с кем не надо, воздерживаться от отравляющих и опьяняющих веществ: то есть не просто не напиваться, а вообще не пить. Так мы накапливаем благую карму. И если у человека нет склонности убивать, то это потому, что в прошлой жизни у нас был обет не убивать, так как многое идёт именно от нашей прошлой животной жизни. У всех нас, сидящих в этом зале1, карма неубийства: мы в предыдущем воплощении давали обет [и нам очень повезло, что мы вообще здесь собрались, что у нас есть такая возможность]… То есть сейчас мы используем экс-благую карму, но не накапливаем новую. Поэтому надо давать обеты, дабы в следующем воплощении не убивать опять. Вообще, экс-обет – это такой хороший кредит. Обет – это усиление намерения. Будда очень любил обеты! Никогда не нарушайте их. Нельзя принять обеты без принятия Прибежища».

«Отказ от секса “отрезает” Сансару».

«Осознанность – это нейтральное состояние ума. Его способность не забывать то, что вы делаете от момента к моменту… Речь – это то, как мы [в том числе] приносим пользу другим. Поэтому важно практиковать молчание – когда вы даёте совет, в ваших словах будет сила».

«Единственный необходимый способ говорить – это: 1) если вы хотите прояснить то, о чём размышляете, то есть уточнить [нечто] у сведущего; 2) если вы намерены только разъяснить что-то или помочь человеку, который вас слушает. Всё. Всё остальное время молчите!»

«Цепляние за эго – за самого главного нашего лжеца: от этого все страдания. Надо вырвать наше коренное заблуждение и выйти из сансары. Должна быть решимость измениться. Вы знаете, что индуистские логики картографировали ум, составляли карту ума?.. Все невротические состояния ума можно устранить и взрастить благие состояния. Ум – это субъект. И у каждого состояния ума есть свой собственный объект, на который он направляет то или иное своё состояние».

«Ламы говорят о реализации Пустоты: важно понять, что они имеют в виду, а не придумывать своё толкование! Осознание Пустотности необходимо. Без него [без этого осознания] неблагие семена из нашего сознания не удаляются. Пустотность – это подлинное очищение. Надо понимать: 1) есть зависимое возникновение (вещи существуют в зависимости от их причин); 2) изучение кармы противодействует нашей жалости к себе, гневу, привязанностям, депрессии (мы перестаём обвинять других); 3) следует размышлять о природе ума. [См. “Лорик”, раздел буддийской философии, где объяснено в том числе, как работаем ум]»; 4) следует читать Мантру Ваджрасаттвы: это отличный антидот».

«Из-за цепляния за эго мы будем в сансаре. Когда перестанем делать это, освободимся. Цепляние за эго – корень всех заблуждений! Надо сломать безумную концепцию нашего эго. Ваш босс – ваше намерение, ибо оно – одна из частей вашего ума! В “я”, как сказал Будда, нет необходимости – все части нашего ума справятся со всем сами».

«Что такое Срединный путь? Это когда мы совмещаем то, что называется противоречием. В монастырях этому учат 40 лет, а потом монахи ещё 40 лет медитируют, чтобы это понять!» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
__________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ретрит д. Робины Куртин, 2017.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: